Центр здоровья подростков и молодежи «Надежда»
Быть здоровым – это здорово!
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека».
Известно, что на 50% здоровье зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет, а последний, в свою очередь, во многом определяется привитием этих навыков с детства.
Что же такое здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ)?
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Все эти компоненты здоровья будут влиять на него положительно только при условии, что человек ведет здоровый образ жизни. Существует множество определений, понятий и трактовок ЗОЖ. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является такой: «Здоровый образ жизни – это активная жизнедеятельность человека, способствующая сохранению и укреплению его здоровья».
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные поведенческие составляющие, которые с первых дней жизни ребенка родители должны прививать и воспитывать в нем эти жизненно-необходимые качества, показывая во всем личный пример:
Полноценное разнообразное питание – служит для обеспечения организма человека полным комплексом веществ, необходимых для поддержания здоровья: белками, жирами, углеводами, витаминами, микро-и макроэлементами. Все эти вещества присутствуют в мясо-молочных продуктах, рыбе, яйцах, овощах, фруктах и крупах. И если в рационе и ребенка, и взрослого человека присутствуют перечисленные продукты, то такое питание можно назвать разнообразным.
Рациональный режим труда и отдыха – необходимы для облегчения работы как нервных клеток головного мозга, так и физического отдыха организма. Особенно это важно для детей дошкольного и школьного возраста. Семья, дошкольное и школьное учреждения обязаны спланировать и наладить правильное чередование различных видов деятельности ребенка. Это значит:
- обеспечить ребенку достойный и продолжительный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
- регулярный прием пищи;
- время на приготовление уроков для школьников, а для дошкольников – время различных полезных занятий;
- время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, посещения различных кружков и спортивных секций, свободного времени и помощи семье.
Достаточный, не менее 2,5 часов, активный отдых на свежем воздухе. На приготовление домашних заданий ученики начальной школы должны тратить не более 1,5 часов в день, старшеклассники - не более 3 часов.
Сбалансированное питание.
Полноценный сон – достаточный по времени и протекающий в хороших условиях (свежий воздух, тишина). Длительность ночного сна должна составлять для младших школьников не менее 10 часов, старших – не менее 8,5 часов.
Физическая активность и закаливание – школьный возраст (7-10 лет) – наиболее активный период в формировании двигательных координаций ребенка, а 11-14 лет – один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника, а также критический период как в социальном, так и в биологическом отношении. В первом случае при дозировании физических нагрузок необходима осторожность: с одной стороны, еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата ребенка, а с другой – круто изменился общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы школы. Для младших школьников двигательная физическая нагрузка не должна превышать 8 часов в неделю, для подростков ориентировочно – 8-10 часов, но объем физических нагрузок может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от функциональной подготовки организма.
Соблюдение личной и общественной гигиены
Личная гигиена – навыки ухода за своим телом как в целом, так и отдельных его частей (голова, лицо, уши, зубы, ногти, волосы и т.п.) в повседневной жизни.
Общественная гигиена заключается в сохранении экологии окружающей среды (вода, воздух, земля) от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, выхлопными газами, отработанным сырьем и материалами, техногенными авариями и катастрофами и т.п., отрицательно влияющими на здоровье человека и его благополучие.
Благоприятный психологический микроклимат и позитивное психологическое поведение. На протяжении всей жизни человек находится в семье, в коллективе, в обществе и формируется как личность. И в каждой из этих ячеек свои неповторимые особенности, привычки, традиции, наконец, нормы поведения и бытия. Важно научить ребенка с детства понимать и уважать эти общепринятые правила общества, следовать им по жизни и тем самым сохранить свое здоровье.
Сексуальное поведение, не наносящее вред здоровью, ограждающее от венерических заболеваний и СПИДа. В условиях
интенсивного воздействия на умы и сердца детей СМИ и особенно Интернета, так называемой сексуальной революции, раскрепощенности и вседозволенности, разрушения чувства стыда и стеснения, в детях порождается цинизм и жестокость, приводит их к деградации. Семье и школе важно не допустить растления душ детей, порождения у них нигилизма и безысходности; личным примером доказывать, что настоящие человеческие ценности не в сиюминутных удовольствиях, а в семье, целомудрии, вере в добро. Важно при этом убедить детей в воздержании от ранних, а тем более беспорядочных половых связей, разрушающих личность и здоровье.
Профилактика вредных привычек (алкоголизм, наркомания, табакокурение, игромания и т.д.) – именно они чаще всего служат отправной точкой к морально-психологической и физической деградации личности. Важно личным примером старших воспитывать в ребенке однозначно отрицательное отношение к наркотикам, неприязнь к табаку и сдержанность к алкоголю.
Родителям и взрослым надо всегда помнить, что здоровье детей и их будущее зависит от них.
Дети, которые с детства воспитывались в любви и ласке на принципах здорового образа жизни, вырастут здоровыми физически и нравственно, и в будущем могут рассчитывать на хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь!